Этикетки светофор
С 1 июня 2018 года по инициативе Академии Наук и Роспотребнадзора стартовал проект по обязательной маркировке продуктов питания «Светофор». Производителям было предписано маркировать продукты тремя цветами – зелёным, жёлтым и красным (в зависимости от содержания соли, сахара и жиров). Первым участником эксперимента стали компании-производители мороженого, а позже – мяса и молочных продуктов. Компания "Центр Полиграфии" предоставляет услуги печати.
Внедрению проекта предшествовали исследования: учёные выясняли, сколько жиров, сахара, соли нужно потреблять в сутки одному человеку. Подсчитали, что около 63 % смертей связаны с заболеваниями, обусловленными неправильным питанием, в том числе, ожирением (среди женщин оно распространено на 2-2,5% больше, чем у мужчин).
В мае 2017 года Роспотребнадзор сформулировал требования к содержанию количества соли, жира, сахара: низким предлагалось считать содержание в 100 г продукта менее 3 г жиров, 5 г сахара, 0,12 г соли, а высоким более 20 г жиров, 15 г сахара, 0,6 г соли. Согласно требованию, продукты, промаркированные зелёным цветом, имеют низкое содержание веществ, жёлтым – среднее, красным – высокое.
Количество веществ в продуктах
Состав |
Показатели |
||
---|---|---|---|
Высокие |
Средние |
Низкие |
|
Жиры |
> 17,5 на 100 г/21 г на порцию |
От 3 до 17,5 |
< 3 |
Насыщенные жиры |
> 5 на 100 г или 6 г на порцию |
От 1,5 до 5 |
< 1,5 |
Сахар |
> 22,5 на 100 г/27 г на порцию |
От 5 до 22,5 |
< 5 |
Поваренная соль |
> 1,5 на 100 г/1,8 г на порцию |
От 0,3 до 1,5 |
< 0,3 |
На какие продукты не будет распространяться маркировка
- Сыры - твёрдые, полутвёрдые, мягкие (рассольные);
- Масло - растительное, сливочное;
- Сахар - рафинад;
- Воду;
- Безалкогольные напитки;
- Шоколадные конфеты;
- Ирис;
- Мармелад;
- Халва;
Внедрить маркировку продукции предложили после исследования ВЦИОМ в марте 2018 г. Согласно его данным, 77 % потребителей одобрили маркировку и отметили, что стали бы ей руководствоваться при выборе продуктов. Но не все отнеслись к нововведению положительно: так, 18-24 летние потребители (35 %) и 29% мужчин отметили, что вообще не обращают внимание на маркировку. Против нее высказались некоторые предприниматели, опасаясь, что продукты с «красной» маркировкой могут остаться невостребованными – и как следствие – резко снизится число продаж этих товаров
В настоящее время внедряется и, как надеются разработчики, будет успешно функционировать еще одна система маркировки – при участии Министерства промышленности и торговли РФ, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) при Правительстве РФ. В нашей стране производители будут работать в соответствии с требованиями национальной системой маркировки «Честный ЗНАК». Рассмотрим, например, как будет маркироваться молочная продукция.
Согласно новому стандарту маркировки, в настоящее время информация о продукте прописывается уже не с помощью цветов – она заключена в уникальном двумерном QR-коде, нанесённом на упаковку (он позволяет проследить путь продукта – от этапа производства до продажи в торговой точке, вовремя выявить контрафактный или выведенный из оборота товар (защита о повторной реализации). QR-код легко сканируется с помощью специального оборудования или обычного смартфона, так что вся необходимая информация о продукте находится в свободном доступе для обычного потребителя.
Другие статьи